Меню сайта

Игры на обогащение речи

Обогащаем словарь ребёнка именами существительными, прилагательными, глаголами.

 

Какой?

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный…

Деревья какие? – тенистые, высокие, стройные, зелёные, цветущие, фруктовые, низкие, голые.

Шарф какой?

Котёнок какой?

Стол какой?

Крокодил какой?

Дом какой?

 

Скажи одним словом

Стол из дерева…Стол какой ?… Деревянный

Стакан из стекла… Стакан какой ?… Стеклянный

Компот из яблок, шарф из шерсти, сумка из кожи, мяч из резины, дом из кирпича, кольцо из золота….

 

Что могут делать…?

Игра увеличивает запас глаголов.

Что могут делать руки? – мыть, шить, рисовать, нести, писать, мять, хлопать, здороваться…

Что может делать робот?

Что может делать лягушка?

Пусть ребенок ответит на эти вопросы

 

Что делают?

Топором рубят, а пилой…? (пилят)

Зерно рассыпают, а воду…? (разливают)

Утром просыпаются, а вечером…? (засыпают)

 

Связность и образность речи зависят от того, сколько ребенок знает и включает в свою речь слов Синонимов, антонимов сравнений. Может ли правильно употреблять предлоги, союзы.

Слова – товарищи

Звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Дополните список

Холодный – ледяной, морозный, студёный…

Умный – мудрый, толковый, сообразительный…

Врач – доктор, лекарь…

Близко – недалеко…

Грустить – унывать…

Лакомка – сладкоежка…

Лентяй – бездельник, лодырь…

Спешить – торопиться…

Крепкий – прочный…

А как можно сказать иначе речка бежит и мальчик бежит:

Свежий хлеб и свежая газета.

 

Есть слова, которые одинаково звучат, но о разном говорят.

Что могут обозначать слова: Ключ, Лук, Ручка, Кран, Марка, Язык, Земля…

 

Скажи наоборот

Пол – потолок

Свет – темнота

Лето – зима

Высоко – низко

Попросите ребёнка подобрать антонимы к словам:

Радость, утро, нашёл, сел, храбрый, враг, связать, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий. Высокий, узкий, близко, назад, далеко.

Подберите антонимы к глаголам:

Загибать, привозить, уносить, отбегать, относить, сбегаться, въезжать, подъезжать, уходить, входить, сливать, связывать, улетать, уезжать, наливать, отвинчивать.

 

Садим лес

Игра знакомит ребёнка с однокоренными словами. Из одного слова можно сделать несколько

Посадили слово «Лес»,

Вырос лес до небес,

Что ни ветка – слово новое,

Вот это здорово.

Например:

Лес – лесной, лесник, подлесок.

Сад – садовый, садовник, посадка

 

Один – много

Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число.

Глаз – глаза, машина – машины

Стул, ножницы, дыня, часы, ухо, море, брат, лампа, ребёнок, осёл, игра, человек, блюдце, дерево, цветок, палец, ковёр.

Обратите внимание что некоторые слова не имеют единственного числа (ножницы)  или звучат в другой словесной форме (ребёнок – дети)

 

Большой – маленький

Подберите с ребёнком уменьшительно-ласкательную версию к словам:

Мяч, флаг, стол, стул, банка, гвоздь, шапка, лиса, лопата, брат, медведь, река.

Для примера: рука – ручка, рученька.

 

Потому что…

Включение в речь предлогов и союзов делает речь слитной, плавной, логически цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы.

Когда идёт снег, то…

Я мою руки потому, что…

Почему ты идёшь спать ?…

 

Я, ты, он, она

Упражнение на правильное построение глагольных форм.

Ребёнок усваивает фразы:

Я строю

Он строит

Ты строишь

Они строят.

По предложенной схеме проспрягайте глаголы

Иду, везу, несу, плыву, рисую

 

Можно разнообразить задание, используя временные формы глаголов.

Вечером я…

Сегодня я…

Завтра я…

Составьте предложения используя следующие слова:

Вижу, я, собака

Кошка, молоко, пить

Картина, на, кукла, нарисовать

Собака, будка, в, спать

Гулял, я, улице, на

 

Опиши…

Опиши игрушку, друга, мамины глаза…

Пусть ребёнок использует сравнения.

 

 

 

Материал подготовила:

воспитатель Е.Ю. Орловская

ноябрь 2020 года