Меню сайта

Рекомендации по развитию познавательных процессов детей 4-5 лет


Упражнения, способствующие развитию восприятия

«Перевёртыши»

Нарисовать на листе геометрические фигуры. Предложить ребенку превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок (дорисовать до предмета или животного).

«Как пройти к зайке»

Ориентация в пространстве по плану-схеме.

«Узнай форму»

Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры. Что вокруг нас имеет форму квадрата, круга, треугольника?

«Построй по росту»

Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

«Сложи картинку»

Разрезать открытку или картинку на несколько неравных частей. Предложить ребенку составить из частей целую картинку.

«О чем я говорю?»

Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, что это.

«Какое время года?»

Взрослый называет время года, а ребенок называет его призна ки.

«Угадай предмет».

Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.


Упражнения, способствующие развитию внимания

«Найди отличия»

Необходимо подобрать одинаковые парные картинки, на которых есть небольшие отличия, ребенок должен их найти.

«Найди два одинаковых предмета»

Подберите картинки с изображением нескольких предметов, среди которых есть два одинаковых, ребенок должен их найти.

«Где что было»

Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

«Назови, что ты видишь»

Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

«Лабиринты»,

Различные игры-головоломки.

Раскрашивание по образцу.


Упражнения, способствующие развитию мышления

«Найди лишний предмет»

 

 «Творческий подход»

Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

«Антонимы».

Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий-тяжелый, сильный-слабый, большой-маленький, высокий-низкий).

«Лото», «Домино» мозаики, конструкторы.

Загадываем загадки.

Игра «Назови пять видов фруктов, похожих на яблоко»

«Часть и целое».

Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: страница-книга, лепесток-цветок, листик-дерево.

Игра «Почему это произошло?»

Назови как можно больше возможных причин для какой-либо ситуации, например: дерево во дворе было облеплено птицами.

Игра «Что может произойти, если…»

- Растение долго не поливать…

- На раскаленную сковородку капнула вода…

- Мальчик чиркнул спичкой…

 

Упражнения, способствующие развитию памяти

«Детектив»

Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 10 минут рассматривает 10 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

«Пирамида»

Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.

«Следопыт»

Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, ребенок ищет.

«Одежда»

Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

«Что ты ел на обед?»

Ребенок вспоминает, что ел на обед (завтрак, ужин).

«Нарисуй такой же»

Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

«Мешок»

Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

«Короткий рассказ»

Взрослый читает рассказ, ребенок должен повторить  его.

«Башня»

Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

«Фигурка из палочек».

Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.