Меню сайта

Мир цвета

Уважаемые родители!

Развивая творческие способности ваших детей мы знакомим дошкольников с цветом. Цвет рано осваивается детьми и  занимает особое место в ряду выразительных средств .

Освоение цвета как средства выразительности имеет свою динамику: от одноцветности через многоцветность к строгим отношениям цветов и усвоению законов цветосочетаний.

Сенсорными эталонами цвета служат хроматические цвета – красный, зеленый, синий, фиолетовый (спектр радуги) и ахроматические цвета – белый, серый, черный, а также оттенки всех цветов по светлоте и насыщенности.

С раннего возраста ребенок знает три базовых цвета (красный, синий, желтый) – это

первичные (или основные) цвета , из которых путем смешивания получаются все остальные. Эти три цвета нельзя получить путем перемешивания каких-либо других.

 Со второй младшей группы дети начинают смешивать цвета и получают вторичные (дополнительные или смешанные) цвета. Это те цвета, которые можно получить смешиванием пары основных цветов (желтый и синий дает зеленый, красный и желтый образует оранжевый, синий и красный – фиолетовый).

Существуют третичные (производные) цвета, которые получаются путем смешивания (соединения) основных и дополнительных (например, желтый и зеленый дают нам желто-зеленый).

Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение двух соседних цветов, дает оттенок (например, красно-оранжевый).

В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях.

Хроматические цвета делятся на две группы – теплых (от красного до желтого) и холодных (от зеленого до фиолетового) тонов.

Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту, яркость и насыщенность.

Яркость цвета, позволяет нам отличать один цвет о другого, и дать ему название.

Светлота – это степень близости данного цвета (или оттенка) к белому, а

насыщенность – степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый) имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.

Некоторые светлотные оттенки имею в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми названий этих оттенков вполне допустимо (кроме неверного названия светло-синего цвета голубым). Это  относится к названию оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый, малиновый и т.п.)                                     

Рассматривая с ребенком картины, мы редко видим отдельные цвета, потому что общее впечатление, которое создает картина, зависит не от каждого цвета в отдельности, а от сочетания и взаимодействия с другими цветами. Некоторые цвета настолько сильно зависят друг от друга, что их называют дополняющими.

Обратившись к цветовому кругу, можно сразу определить какие цвета являются дополняющими.

Все очень просто: дополняющие цвета на круге расположены напротив друг друга.

Красный, является дополняющим цветом к зеленому, желтый к фиолетовому, а синий к оранжевому.

Каким образом основные и смешанные цвета становятся дополняющими.

Связь между основными и смешанными цветами наглядно демонстрирует двойной цветовой круг. Основные цвета находятся во внутреннем круге, смешанные – в наружном. Дополняющие цвета располагаются друг напротив друга. Дополняющим цветом по отношению к одному из основных является смешанный цвет, в основе последнего два основных.

Дополняющим для смешанного цвета является тот основной цвет, который не входит в его состав. Так, смешанный оранжевый цвет, являясь смесью красного и желтого, выступает дополняющим цветом для третьего основного цвета, не участвующего в его создании – синего.

К семи годам дошкольники могут передать свое эмоциональное состояние и отношение к изображаемому через цветовой образ.

Для чего вообще нужны цвета?

Краски даны для большей радости жизни, которая создается возбуждением и гармонией.

Желтый – теплый, ласковый, добрый, веселый.

Голубой – высокий, прохладный.

                                          Зеленый – прохладная, уютная, спокойная.

                                          Синий – глубокий, водный, прохладный.

                                          Фиолетовый – вкусный, холодный, пахучий, печальный.

Материал подготовлен

воспитателем Пасхиной Л.Л

12.09.2013 года