Меню сайта

Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

 
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит несколько этапов :
I.  Первые 2-3 недели обучения получили название “физиологической бури”. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть  ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
II.  Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
III. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 мес. в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
 
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации детей. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение АД (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями  трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Будет не лишним вспомнить об этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих обязанностей, а так же вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.
 
Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевание матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного возраста (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.
Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного кол-ва кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.
 
Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой. Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых:
1. Нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Вторую половину дня лучше провести дома, а не на «продленке», причем желательно обеспечить 2-х часовой дневной сон.
2. Физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (11часов).
3. Необходимость психологической поддержки.
 
Помните: Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все возникающие в школе трудности.
 
Материал подготовлен
старшей медсестрой МДОУ д/с № 85
Демерцовой Н.Е.