Меню сайта

Важность развития мелкой моторики пальцев рук

«Ум ребенка – на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский

 

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим словосочетанием подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, ребёнок активизирует зоны, отвечающие за речь. Уже давно ни для кого не секрет, что тренировка мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша.

Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление её недостатков.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить.

         Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики:

  • пальчиковая гимнастика
  • различные виды конструктора
  • массаж рук
  • упражнения со шнуровками, застежками, мозаики, бусинки, прищепки и т. д.
  • игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой
  • рисование, лепка, аппликация

Следует помнить! Все игры с мелкими деталями должны проходить под контролем взрослого! Не допускать попадания в рот, нос, уши игрового материала, типа бусин, палочек и др.! Это опасно!

При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:

  1. если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
  2. играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
  3. запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
  4. работу проводить регулярно, систематически;
  5. соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5 лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
  6. учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;

Удачи Вам!

Материал подготовила:

воспитатель группы

Дробилова С.А.

ноябрь 2021 года