Меню сайта

Ребёнок и речь.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей.  Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

  •      достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
  •      правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  •      были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  •      формировалась потребность в общении.

  Овладение речевой деятельностью предполагает:

  •     способность говорить;
  •     способность понимать сказанное.

  К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает:

  •    самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
  •    звуковой формой слов;
  •    значением слова;
  •    грамматическим строем речи.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным. У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

  Как ребёнок учится говорить?

Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.

 Периодизация развития речи.   (нормативы речевого развития).

Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности.

После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё болдьше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов всё ещё варьирует в зависимости от ситуации и переживаемых ребёнком эмоций. Возрастает потребность ребёнка в речевом общении в связи с различными видами его деятельности. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребёнок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи.

К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20 слов, в 2 года – 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

    На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значения слов большой, маленький.У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения.С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.К трём годам ребёнок все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание.

   Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трёх-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целогослова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека – девочка, пику – купи, пэха – хлеб.

  • Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
  • Ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажен, например: Аня хочет нет – Я не хочу.
  • Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
  • Во время речи кончик языка высовывается между зубами.
  • Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

 В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырём годам  – 2000 слов. К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная.

В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социального индивида,у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности.

Основания для беспокойства: у ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы(действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья; затрудняется заменить слово синонимом: собака – пёс, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть; подобрать к слову антоним: сахар – соль, холодный – горячий, улыбаться – хмуриться. Ребёнок не активен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

 Материал подготовлен

логопедом МДОУ Д/С №85

Тихомировой Оксаной Анатольевной

16.01.2013 года