Меню сайта

Почему у дошкольников возникает мульт- и гаджет-зависимость

В России 44 процента дошкольников начинают пользоваться гаджетами в 4–5 лет, еще столько же – в 2–3 года. Каждый десятый ребенок знакомится с ними с первого года жизни

Электронные устройства малыши начинают осваивать наряду с обычными игрушками. К моменту первого посещения детского сада большинство детей не просто знакомы с цифровыми гаджетами, но и активно используют их. Основные приоритеты у дошкольников – мультфильмы и видеоигры.

Быстрый и яркий видеоряд, обилие громких звуков, мелькание кадров подавляют волю и активность ребенка, гипнотизируют его, блокируют собственную инициативу. Чем младше ребенок, тем выше риск формирования зависимости от видеоигр и просмотра мультиков и связанных с избыточностью этих занятий нарушений здоровья. Зависимость проявляется в нежелании ребенка отказываться от занятия, которое приносит удовольствие, и в постоянно растущей потребности в этих занятиях. Злоупотребление играми и мультиками тормозит развитие самостоятельности и любознательности. Это гораздо проще, чем что-то придумывать, находить себе занятие и затевать игру. Специалисты выделяют пять причин такой зависимости.

5 причин

формирования мульт- и гаджет-зависимости у детей

  1. Мультфильмы и видеоигры провоцируют выработку гормонов удовольствия.
  2. Дети не прилагают усилия во время мультпросмотров и видеоигр.
  3. Дошкольники с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
  4. Мультфильмы и видеоигры предоставляют понятную модель виртуальной реальности в красочной форме, которая для ребенка становится более привлекательной, чем многообразный окружающий мир.
  5. Дети используют мультфильмы и видеоигры как способ эмоциональной разрядки, особенно после наставлений воспитателей и родителей.

Симптомы мультзависимости покажут результаты первого анкетирования.

Зависит ли ребенок от гаджетов, покажут результаты второго анкетирования. 

 Чем меньше жизнь ребенка заполнена событиями, живыми, а не виртуальными играми, чувствами, отношениями, тем больше шансов возникновения у него цифровой зависимости. На привычку ребенка заниматься с гаджетами влияют также семейные традиции. Ниже вы найдете перечень факторов, которые могут спровоцировать у дошкольника зависимость от мультфильмов и гаджетов.

У каких детей развивается зависимость от мультфильмов и гаджетов

Вызвать зависимость от гаджетов и мультфильмов у ребенка могут:
– низкая стрессоустойчивость;
– повышенная обидчивость;
– ранимость;
– тревожность;
– малообщительность или отсутствие возможности общаться;
– гиперопекающий стиль воспитания, принятый в семье;
– родители, которые сами чрезмерно увлекаются гаджетами.

 «Как избавить ребенка от мульт- и гаджетзависимости» 

Гаджеты незаменимы в нашей жизни, ограждать от них детей неправильно. Но как с любым другим техническим устройством, ребенка необходимо научить пользоваться гаджетом, объяснить, зачем его придумали и как он помогает в жизни. Нужно также регулировать просмотр мультфильмов и общение дошкольника с гаджетом.

Зависимость детей от гаджетов – это чаще всего неправильно организованный детский досуг. Сформируйте у малыша культуру пользования гаджетами и придерживайтесь установленных правил всей семьей. Ведь вы учите ребенка правильно есть, умываться, одеваться, заниматься – учите пользоваться телефоном, смартфоном, планшетом, смарт-часами. Не исключайте мультпоказы из жизни ребенка, а организуйте их. При этом строго соблюдайте семь правил организации мультпросмотра и четыре главных запрета.

Семь правил мультипоказа в семье

Лучший способ избежать зависимости – организовать совместные занятия на компьютере и один раз в неделю вечер киносеанса всей семьей. Ребенок будет рад тому, что взрослые разделяют его интересы.

Не делайте из гаджета запретный плод. Вместе выберите варианты последствий, если правило нарушено. Подготовьтесь к тому, что ребенок будет первое время сопротивляться. Реагируйте спокойно и добрым тоном напоминайте о правилах. Продумайте, как организовать досуг ребенка без гаджетов и мультфильмов. Придумайте сами как можно больше вариантов, а потом обсудите их с ребенком. Учитывайте, что вашему малышу потребуется для этого больше вашего внимания, совместных интересных занятий и игр.

Подавайте ребенку пример. Дошкольник зеркалит ваше поведение. Если вы постоянно ходите, сидите, едите с гаджетом, а за едой смотрите телевизор, ребенок будет повторять ваши привычки и считать их естественными.

Если же у ребенка уже есть зависимость от мультфильмов и гаджетов, нужно бороться с ней.

Психологи предлагают два способа: радикальный и постепенный. Какой выбрать, решаете только вы. Принимая решение, возьмите в расчет характерологические особенности вашего малыша и степень его погруженности в гаджеты.