Меню сайта

Как устроить домашний театр для детей?

 Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате…

Но совсем другое дело — театр.

 Это не просто игра в лицах — это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре — актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.

Театр-игра

Трёхлетки на такое самоотречение ещё пока не способны. И для них — пальчиковый театр. Он очень близок к обычной игре с игрушками: вот теремок, вот лягушка-квакушка, вот мышка-норушка… Ни о каком чётком сценарии речь не идёт. Читаем сказку «Теремок», рассматриваем картинки, а потом играем вместе с малышом. Для этого не нужны ни ширма, ни кулисы. Только персонажи пальчикового театра (их можно сделать самостоятельно) или обычные куклы и плюшевые звери. С ними можно играть где угодно: хоть на столе, хоть на ковре, хоть в кровати перед сном. Вы вполне можете сами разыграть всю сказку для малыша. Но если он сам включается в игру, например, изображает Зайца-Побегайца, проиграть всю сказку от начала до конца вряд ли получится. Ребёнок обязательно увлечётся игрушкой, ему интереснее заниматься своим зайцем, чем думать о «правильном» ходе действия. Тогда можно обойтись отдельными, самыми забавными, сценами. Цель такого «театра» — игра — самый приятный и самый непринуждённый метод развития. В такой игре развиваются воображение, речь, память; ребёнок учится взаимодействовать — с вами, с другими детьми. Играючи можно заучивать стихи, отрабатывать звуки, получать начальные математические знания — словом, учиться. Без занудства, без осознанных усилий со стороны малыша. «Настоящий театр»

А к пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т. е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их родителей.

Технология проста.

Выбираете сказку (желательно короткую, желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном — это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог. Но помните, что главное для спектакля — действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, — сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя — оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.

Распределение ролей. Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается очень смешно. Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Для себя вы можете оставить роль сказочника — должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со старухой…» Выходить на сцену не обязательно — читать этот текст можно из-за кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет. Реквизит.

Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой. Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) 

С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее.

Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.

Сцена. Даже если у вас однокомнатная квартира — это не повод отказываться от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит действие. Дверь в прихожей — это кулисы, за которыми толпятся артисты.

Вы можете фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр — не для вас. Он — для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети — не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее.

Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть в постановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из взрослых заснимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя киноартистами. Возможно, такой домашний театр — дело хлопотное. Но оно того стоит. Это не только решение дидактических задач — ваши дети получат опыт публичного выступления.